Налоговые риски займов и кредитов

Организации на общей системе налогообложения (ОСНО), а также организации на упрощенной системе налогообложения (УСН), которые для расчета налога учитывают доходы и расходы, несут риск непризнания процентных расходов в налоговой базе по расчету налога. В случае реализации такого риска процентные расходы исключаются из налоговой базы, что приводит к увеличению налоговой базы и, как следствие, самого налога.
В статье рассмотрим некоторые (далеко не все) риски, которые могут привести к исключению процентных расходов из налоговой базы.

Отсутствие экономической целесообразности в сделке, профинансированной за счет займа или кредита, проценты по которым учли в налоговой базе
Экономическая целесообразность в действиях компании подразумевает возможность получить экономическую выгоду/доходы для организации. Если компания совершила действие, лишенное экономической целесообразности и не приводящее даже потенциально к получению дохода, то расходы от совершения такого действия не могут быть учтены для целей расчета налога.
В качестве примера такого действия можно привести ситуацию, когда компания - налоговый резидент РФ привлекает банковский кредит в целях финансирования своей дочерней или материнской компании, находящейся в другой налоговой юрисдикции (иностранная компания). Целью такой схемы может быть сокращение налоговой нагрузки для Группы компаний, привлечение заемных средств на более выгодных для всей Группы условиях или же невозможность для иностранной компании в принципе привлечь кредит ввиду отсутствия активов, которые можно отдать в залог кредитной организации. Таким образом, российское юр лицо привлекает кредит, направляет эти денежные средства по договору займа иностранному юр лицу, которое уже по своему усмотрению распоряжается денежными средствами, полученными в кредит российской организацией. Если иностранная фирма не выплачивала проценты по займу или процент по займу был ниже кредитного процента для российской компании, то в такой ситуации российская компания не получает экономических выгод от использования кредита, а, наоборот, - одни убытки в виде процентов по кредиту. А вот иностранная фирма уже может использовать кредитные средства по своему усмотрению и поэтому получает экономическую выгоду. Отсутствие экономической целесообразности в черед подобных сделок несомненно приведет к снятию процентных расходов из налоговой базы по налогу на прибыль у российской организации, и, как следствие, к доначислению налогов и займов и, возможно, к пеням и штрафам.

Когда реальная цель займов - сохранение права на УСН
Доходы налогоплательщиков на УСН признаются в момент поступления денежных средств за товары, работы, услуги. Если в отчетном периоде товар поставлен или услуга оказана, но деньги за это покупатель не перевел, то и дохода нет для целей исчисления налога.
Организации на УСН, которые приближаются в отчетном периоде к пороговому значению выручки, установленному для применения УСН, равному в 2025 году 60 млн. руб. (нижний порог, позволяющий не начислять НДС при продажах) или 450 млн. руб. (верхний порог, выше которого применять УСН нельзя), могут прибегать к хитрости и проводить оплату от покупателей не как оплату, а как заем. Конечно, не все покупатели согласятся на такую схему, но если покупатель - аффилированное с продавцом лицо, которое впоследствии и продает товар/услугу на сторону, то такую схему налогоплательщик может попытаться провернуть. Однако, такие пируэты вряд ли останутся незамеченными для инспекции. Налоговая инспекция располагает инструментами для установления факта отсутствия деловой цели у займов в таких ситуациях. Как следствие налоговая инспекция обращается в суд, который уже установит произошла ли подмена инструментов гражданско-правовых отношений с целью получения необоснованной налоговой выгоды. Если суд установит такую подмену, то займы переквалифицируют в оплату товаров, а компании-продавцу доначислят налоги.

Когда заем прикрывает инвестиции
Бывают ситуации, когда компания получает от другой компании (или от учредителя) заемные средства на развитие или на пополнение оборотного капитала, но впоследствии заем не возвращается либо погашение самого займа и процентов по нему постоянно откладывается. При проверке обоснованности включения процентных расходов в налоговую базу налоговые инспекторы обращают внимание вот на что:
  • аффилированность сторон сделки
  • уплачиваются ли проценты по займу
  • соблюдается ли график погашения займа
  • какой срок займа и имеют ли место пролонгации
  • имеет ли заемщик средства для погашения займа, имел ли он эти средства изначально, было ли запланировано в бюджете/финансовой модели погашение займа и уплата процентов по займу
  • в случае наличия просрочек в погашении займа/процентов предпринимает ли займодавец действия/усилия по возврату суммы займа/процентов. Такими действиями могут быть официальные письма с требованием погасить заем/часть займа и проценты по нему, начисление предусмотренной договором займа неустойки, обращение в суд и т.д.
  • выплачиваются ли должнику дополнительные транши. Особенно важно, если транши выплачиваются при наличии просроченных платежей по займу и/или процентам по займу.

Если присутствуют какие-либо из перечисленных факторов в сделке по предоставлению займов, налоговые инспекторы могут переквалифицировать сделку по займу в инвестиции, что повлечет исключение процентов из налоговой базы по налогу на прибыль и увеличит налог к уплате.
Помогла ли вам эта статья?
Made on
Tilda