Представьте, что вы командир корабля, идущего в шторм под облаками без каких-либо систем навигации. Возможно, корабль и останется на плаву, но своей цели вряд ли достигнет. То же самое происходит и с бизнесом, когда собственники и руководство не анализируют результаты деятельности и не раскладывают составляющие этого бизнеса на структурные единицы (unit-экономика) для понимания глобальных процессов в своей компании. Бизнес есть, он "живет" собственной жизнью, но можно ли эффективно
развивать бизнес и
достигать целей, если под рукой нет четких ориентиров и результатов деятельности:
каковы результаты за период, каково состояние активов в конкретный момент времени, какие слабые стороны у вашего бизнеса, какие есть точки роста, из чего складывается unit-экономика и можно ли ее улучшить?Для оценки результатов деятельности и для выявления слабых мест и рисков в развитии бизнеса формируют
управленческую отчетность. Управленческая отчетность должна дать ответ на главный вопрос -
достиг ли бизнес поставленных целей в анализируемом периоде? Дополненная финансовым анализом управленческая отчетность помогает также выявить слабые места в развитии, точки роста, состояние активов и обязательств, риски закредитованности или, наоборот, неэффективного использования имеющегося оборотного капитала.
Утвержденной формы управленческой отчетности нет и быть не может. Под каждый бизнес разрабатывается своя управленческая отчетность. Помимо общих показателей, таких как выручка, себестоимость и пр., в управленческой отчетности могут отражаться различные бизнес-показатели: объем продаж, life-time value клиента, стоимость привлечения клиента, объем затраченных ресурсов и пр.
Подготовка управленческой отчетности финансовым директором на аутсорсе осуществляется в несколько этапов:
- сбор и анализ требований: какие проблемы у клиента, какие вопросы нужно решить, какова цель внедрения управленческой отчетности
- анализ существующей системы учета и отчетности в компании
- проектирование новой системы или предложения по доработке существующей системы
- внедрение и поддержка новой управленческой отчетности
- финансовый анализ
Можно ли использовать
типовые формы бухгалтерской отчетности для анализа деятельности? В некоторых случаях,
можно. Если в вашей компании уже составляется бухгалтерская отчетность, то вам, возможно, и не нужна услуга по подготовке управленческой отчетности. Важно только иметь ввиду, что
задача бухгалтера - составить отчетность по утвержденным формам (руководствуясь ПБУ, ФСБУ, законом о бухучете) и правильно рассчитать и вовремя уплатить налоги в бюджет. Бухгалтер вряд ли сможет провести качественный анализ составленной им бухгалтерской отчетности. Поэтому бухгалтерская отчетность в данном случае - это только
база для дальнейшего финансового анализа и принятия решений с целью развития вашего бизнеса.
Результатом работы финансового директора в части подготовки и составления управленческой отчетности являются не просто упорядоченные цифры, но анализ финансовой ситуации в компании, выявление слабых мест и рисков, установление причин имеющихся проблем и формирование предложений к их решению.