To main content

Доходы. Расходы. Прибыль.

Сегодня мы поговорим о таких, казалось бы, простых понятиях, как доходы, расходы, прибыль.
Прибыль предприятия - это то, ради чего оно ведет деятельность, ради чего его создавали. Прибыль - важнейший показатель успешности бизнеса, показатель эффективности управления им.
Прибыль можно и нужно анализировать в динамике. Наиболее успешные предприятия имеют стабильную, все возрастающую прибыль на протяжении ряда лет. Прибыль участвует в расчете относительных показателей (например, рентабельности продаж, рентабельности затрат), а относительные показатели дают возможность сравнивать между собой результат функционирования разных по объему или виду деятельности предприятий.
Но прибыль - это прежде всего расчетный показатель, который в общем и целом определяется как разность между всеми доходами и всеми расходами предприятия за расчетный период (месяц, квартал или год). Контролировать прибыль можно и нужно контролируя доходы и расходы.
При чем с доходами и расходами тоже не все так однозначно. К примеру, является ли доходом отгруженная покупателю продукция, за которую не получена оплата? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Все зависит от того, какая методика учета используется. Об этом мы тоже поговорим.
Для начала давайте определимся с понятиями.

Доходы. В теории под доходами организации понимается увеличение экономических выгод предприятия за счет поступления активов (имущества, денежных средств, прав требований) или уменьшения обязательств организации, приводящее к увеличению капитала собственников этого предприятия за исключением их вкладов. Таким образом, доход для организации - это поступление актива или уменьшение обязательств организации.
Важнейшую часть доходов предприятия составляет выручка. Под выручкой понимается поступления денежных средств или прав требования (т.е. дебиторской задолженности) от продажи товаров, работ, услуг, связанных с основной деятельностью предприятия.
Нужно учитывать, что в финансовом анализе и вычислениях имеют дело с выручкой, очищенной от сопутствующих сборов и налогов. Например без акцизов и НДС, заложенных в цену товара.

Также организация может располагать множеством других доходов, отличных от основного вида деятельности. Среди них: доходы от продажи имущества или материалов, доходы от сдачи в аренду имущества, комиссионные доходы (если комиссия не является основным видом деятельности).
При это важно отметить, что доходом ни при каких обстоятельствах не признают суммы, полученные по договорам займа, кредитным договорам, задатки, залоги, суммы, полученные по агентским и комиссионным договорам (за исключением комиссий агента) и т.д.

С доходами определились.

Аналогично определению доходов под расходами понимается уменьшение экономических выгод предприятия, связанное с увеличением обязательств организации или выбытием активов, приводящее к уменьшению капитала собственников предприятия за исключением уменьшения вкладов по решению участников общества.
Проще говоря, расходы - это использование ресурса предприятия для достижения определенных целей.
Не признаются расходами выплаты по кредитным договорам и договорам займа, выдача залога, задатка и т.д.

При анализе расходов можно использовать разную их классификацию.
Например, по функциональному назначению расходы разделяют на
  1. себестоимость
  2. административные
  3. коммерческие
  4. прочие
  5. финансовые

Также расходы можно разделять по статьям затрат
  1. материальные
  2. на оплату труда
  3. амортизация

Например, расходы на оплату труда могут относиться по функциональному назначению и к себестоимости (заработная плата производственных рабочих), и к административным расходам (например, зарплата работников бухгалтерии) и к коммерческим (зарплата маркетологов).

Также можно разделить расходы по отношению к объему производства (переменные и постоянные), по способу отнесения на себестоимость (прямые и косвенные) и т.д.

Важно понимать различные методики признания доходов и расходов, принятых в организациях, и понимать, какая методика применяется в вашей организации.
Организация может применять одновременно несколько видов учетов.
  • Бухгалтерский учет по российским стандартам бухгалтерского учета
  • Налоговый учет в целях исчисления налога на прибыль или единого налога на результат (УСН, например).
  • Управленческий учет в целях принятия управленческих решений
  • Учет в целях составления отчетности по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО)

Бухгалтерский учет - вид учета, который ведут в целях отражения финансово-хозяйственных операций и составления бухгалтерской отчетности по общепринятым правилам и стандартам. В конечном итоге бухгалтерская отчетность отражает финансовый результат деятельности предприятия за определенный период и финансовое положение деятельности предприятия на определенную дату, рассчитанные по правилам ведения бухгалтерского учета.

Однако, следует сказать, что в соответствии с законодательством некоторые организации могут вести упрощенный бухгалтерский учет с применением упрощенных отчетных форм, а индивидуальный предприниматель может вообще не вести бухгалтерский учет в случае, если он ведет учет доходов или доходов и расходов для целей исчисления налога на результат деятельности (п.2 статьи 6 закона о бухучете).

При ведении бухгалтерского учета расходы и доходы отражаются методом начисления. Что это такое? Вернемся к вопросу с отгрузкой товара без оплаты. Операция продажи свершилась, право собственности на товар перешло от продавца к покупателю, но оплата еще не получена. В этой ситуации в целях бухгалтерского учета организация признает выручку и дебиторскую задолженность, т.е. уже признает доход, хотя деньги за товар еще не получены. Это так называемый метод начисления, для которого важен факт свершения хозяйственной операции, будь то доходной или расходной, и не важно произошло или нет движение денежных средств (оплата или поступление на расчетный счет или в кассу).
Но это правило уже не действует, если идет речь о налоговом учете для тех организаций, которые находятся на УСН или ЕСХН. Они признают выручку по мере поступления оплаты за отгруженную продукцию. Это так называемый кассовый метод, для которого важен момент оплаты или получения денежных средств.

Показатели прибыли тоже могут нести в себе разную информацию.
Распространены следующие показатели прибыли - валовая прибыль, операционная прибыль, чистая прибыль, EBIT и EBITDA.

Валовая прибыль - это прибыль от продаж за минусом себестоимости (т.е. расходов, которые относят на себестоимость произведенной продукции).


Операционная прибыль или прибыль от операционной деятельности - это валовая прибыль за минусом административных и коммерческих расходов.

Прибыль до налогообложения - это операционная прибыль с учетом прочих доходов и расходов, не связанных с основной деятельностью, и с учетом процентов к получению и к уплате.
Чистая прибыль - это прибыль до налогообложения, уменьшенная на величину начисленного налога на прибыль за период (или начисленного единого налога на результат деятельности, если компания, находится на УСН, например).

Отдельного внимания заслуживают показатели EBIT и EBITDA.
Они интересны инвесторам, кредиторам компании и ее собственникам.
EBIT (earnings before interest and taxes) - это прибыль до вычета процентов по кредитам и займам и до налогов.
Этот показатель интересен кредиторам, так как именно прибыль до вычета процентов и налогов является источником погашения процентов по кредитам и займам. Руководству компании тоже должен быть интересен этот показатель, так как используя его можно посчитать коэффициент покрытия процентных расходов и убедиться, что данный показатель не находится на критически низком уровне, что, в противном случае, говорило бы об угрозе финансовой стабильности компании.

Показатель EBITDA (earnings before interest, taxes, depreciation and amortization) интересен потенциальным инвесторам. Расшифровка - прибыль до вычета процентов, налогов и амортизации.
Этот показатель отражает прибыль компании, когда она действует в стабильных условиях: не привлекает кредиты и займы, база основных фондов сформирована и как бы не потребует обновления за счет амортизации.

Еще интересный case - это амортизация. Приобретая основное средство мы не сразу признаем расход (для целей бухгалтерского учета). Мы признаем сначала актив в целях бухгалтерского учета. И этот актив мы амортизируем и постепенно признаем стоимость этого основного средства в расходах. Метод амортизации может быть разный (обычно используется равномерный способ или линейный, когда каждый месяц от стоимости основного средства, учтенной на балансе, отщипывается кусок пропорционально кол-ву месяцев эксплуатации основного средства) . Таким образом обеспечивается постепенное отнесение стоимости основного средства на производимую продукции с увязыванием стоимости использования этого актива и выручки, получаемую при его использовании.
Основное средство - это актив, который используется в течение нескольких лет, т.е. многих производственных циклов. Отнести его стоимость на готовую продукцию одномоментно не правильно, так как это основное средство будет использоваться при производстве многих единиц продукции и было бы разумнее "размазать" его стоимость на всю эту продукцию, произведенную в течение срока использования этого основного средства. Именно для этого и придумали амортизацию. Амортизация - есть равномерное отнесение стоимости актива на произведенный продукт в соответствии с потребляемыми от использования этого актива выгодами. Обычно применяется линейный метод, при котором активу назначается срок полезного использования и равномерно месяц за месяцем начисляется амортизация. Например, стоимость ОС 600 000 руб. Срок полезного использования 5 лет или 60 мес. Амортизация в месяц равна 600 000 / 60 =10 000 руб.

Еще одно интересное замечание можно встретить в научной литературе. Амортизация является источником формирования основных фондов. Как это объяснить? Почему основные фонды формируются за счет амортизации, ведь амортизация - это всего лишь отнесение стоимости ОС на произведенную продукцию в соответствии с принятой моделью отнесения стоимости. А вот в этом и фокус. Деньги за актив платим сейчас, а в дальнейшем в течение нескольких лет признаем расходы от амортизации объекта, таким образом, уменьшая прибыль. Не забываем, что в бух учете расходы признаются методом начисления. Т.е. оплата основного средства сама по себе не является расходом с точки зрения формирования бухгалтерской прибыли, а вот амортизация является. И что же получается. Например, на следующий год после приобретения основного средства при прочих равных условиях прибыль по бух учету получается меньше денежного потока на сумму амортизации. Т.е. по с точки зрения метода начисления есть расход, а с точки зрения денежного потока расхода уже нет. Вот так и получается .что к концу срока жизни актива на расчетном счете накопится его изначальная стоимость посредством амортизации (это все в теории, конечно).

Помогла ли вам эта статья?
Made on
Tilda